С доброй надеждой по Калахари

ноябрь-декабрь 2008

Гулять по Африке самим по себе или с турфирмой?

Подготовка маршрута началась ещё прошлой зимой. Я уже бывал в Африке 10 лет назад, в Кении и Танзании, ездил дикарём. Рассказ о той поездке, как и о многих других, будет в моей книге о путешествиях. А сейчас я присматривался к самой южной части континента. Хотелось, как обычно, за одну поездку посмотреть несколько стран. А на юге Африки много интересного. Это и мыс Доброй Надежды, и Калахари, и водопад Виктория, национальные парки, реки Оранжевая, Замбези и Лимпопо, озеро Танганьика. С удовольствием изучил рассказы на "Тревел.ру" про этот регион, в частности, рассказ Виктории Роготнёвой. И, конечно, книги вольного путешественника Антона Кротова. Составил маршрут. 



Попросил менеджера своего постоянного партнёра – фирмы "Астревел" посмотреть его. Девушка Лена, специалист по Африке, сама побывавшая в Намибии и других экзотических странах, взялась помочь, связалась с африканскими партнёрами. Так была получена информация по отелям, автобусам и другим особенностям маршрута. И, увы, межгалактические цены… Африка у всех турфирм идёт почему-то очень дорого. Таковы уж наверное условия работы с принимающими организациями. У меня таких денег не было, стал смотреть, на чём можно сэкономить. ЮАР – страна визовая, для визы нужны разнообразные документы – справки с работы, из банка, и визу ставят под бронирование отелей. Намибия и Ботсвана – безвизовые, а в Замбию и Зимбабве визу можно получить на границе. 

Поэтому отели в ЮАР решено бронировать через "Астревел". Надо отметить, что в этой фирме своих постоянных клиентов ценят, и мне пошли навстречу, согласились сделать не полный турпакет, а только то, что мне нужно. И цена получилась уже реальная. В принципе, полный пакет удобен для тех, кто не хочет лишних проблем, а желает сделать путешествие максимально комфортным. Но мне даже интересно было окунуться в местную жизнь, почувствовать страну. И в то же время не совсем в стиле Кротова и АВП, всё-таки сроки поездки растягивать бесконечно не хотелось, а моя верная спутница Надежда тоже не слишком мечтала об автостопе и палатках. В итоге между бомж-классом и бизнес-классом был сделан оптимальный средний вариант. Комфортные отели и самостоятельное передвижение. 

Выбор авиакомпании проводил самостоятельно, с помощью Интернета, были рассмотрены Эр Франс, КЛМ, Иберия, Люфтганза, Бритиш, Катар, Египтэйр. Немцы и англичане были сразу отвергнуты из-за цен. Затем по той же причине отпали и скайтимовцы голландцы и французы. В финал конкурса вышли Иберия и египтяне. За испанцев была моя карточка OneWorld и их европейская репутация, за египтян – более короткое время перелёта и желание Нади увидеть пирамиды. Я тоже их ещё не видел, только летал через Каир в Танзанию транзитом без выхода из аэропорта. Вот и выбрали мы Egyptair, билеты приобрели через Астревел. Запланировал однодневную остановку в Каире на пути туда. Что из этого получилось – читайте дальше. 

А по поводу остальных африканских стран – делал всё самостоятельно, но очень благодарен Лене за то, что она узнала для меня массу информации, даже ничего на этом не заработав. Итак, отели в Виндхуке и Ливингстоне были найдены через сайт Хостелворлд, и отели понравились, и цены устроили. Совсем не общага и далеко не бомж-класс. В Виндхуке даже достаточно богатый отель по нормальной цене. В Ботсване найденный Леной отель я оплатил сам банковским переводом, предварительно списавшись с ним по электронной почте. В Лусаке отель был найден непосредственно на месте. Аналогично – и не планировавшаяся, но получившаяся очень интересной остановка в Касане, в парке Чобе. 

Автобусы. Билеты на автобусы по ЮАР и в Виндхук куплены через Интернет на сайте южноафриканской фирмы Intercape. Стоимость билетов на дальние расстояния между городами ЮАР и в Намибию – от 400 до 600 рандов, билеты по минимальной цене не сдаются и не обмениваются. В другой фирме куплен билет из Хараре в Йоханнесбург, но им воспользоваться не пришлось. Остальные перемещения – на месте. Кое-где не было автобусов, и тут уж пригодилась методика мудрецов АВП… Автостоп был большей частью платный, но быстрый и удобный. На завершающий этап – Лусака – Йоханнесбург билет на автобус куплен на месте, так как в Сети этого маршрута не оказалось. Но обо всём по порядку. Вся добытая Леной информация про транспорт оказалась точной. Приятно иметь дело с профессионалами! 

Экскурсии. Все экскурсии покупались на месте. Знание английского языка и опыт путешествий позволяют сделать это без труда. Цены вполне разумные. 

Медицинская подготовка. Африка пугает многих болезнями. Они там действительно есть. Если не считать спида, который бытовым путём вообще не передаётся, основных путей заражения в тропиках два: насекомые и грязная пища и вода. Комары переносят малярию и жёлтую лихорадку. От первой мы принимали мефлохин (лариам), по таблетке раз в неделю, за неделю до, во время и две недели после поездки. От второй ещё раньше была сделана прививка. Что касается кишечных инфекций (холера, дизентерия, амебиаз и др.) – тут главное соблюдать гигиену, не пить сырую воду или воду из сомнительных источников (мы пили из бутылок или кипятили в чайниках), и не есть грязными руками. В ЮАР с санитарией всё в порядке, в Намибии тоже. В Замбии погрязнее, надо быть внимательнее. В Зимбабве была холера, но мы эту страну проезжали транзитом, ничего там из еды и воды не покупали, всё везли с собой из Замбии. 

Страховки у нас оказалось целых две. Одна из турфирмы, а вторую сами сделали в страховой компании с расширенным покрытием, включающим и спорт. Разорять страховщиков, слава Богу, не пришлось. 

Деньги брали с собой в виде наличных долларов и на кредитных карточках. В ЮАР их принимают всюду, в Намибии и Ботсване почти везде, в Замбии иногда нормально, иногда с комиссией. Ну, а с режимом Мугабе мы вступали в денежные отношения только один раз на границе, об этом в соответствующем месте. 

Ну вот и всё о подготовке. Теперь в путь.

 

Иншалла, или "а с перрона говорят, это аэропорт Домодедово"

17 ноября. В Москве ещё тепло, зима только на подходе. Мы с Надей собрали сумку и двинулись на автобусе и электричке в Домодедово. Доехали легко. Зарегистрировались до Каира, прошли паспортный контроль. Едем на автобусе к самолёту. Потом обратно. Потом ещё раз. Египтяне кричат – назад, в автобус. Едем на вокзал. Ждём. Беседуем об Африке с русскими геологами. Народу немного, человек тридцать. Нам говорят – поедем в отель в Домодедово, сегодня уже не улетим, самолёт сломался. Египет нас не хочет принимать. Вот не тянуло меня в арабский мир никогда, не вызывают у меня восторга шариатские нормативы, и они меня, видимо, не жаждут там видеть… А Наде хочется посмотреть на пустыню и пирамиды, хотя шариат независимому Водолею тоже как-то не совсем по душе… 

Проходим снова контроль, ставят штамп "аннулировано" в паспорте на выездной отметке, и мы снова в России. Отель рядом с аэровокзалом, на автобусе несколько минут всего. Заселяемся, ужинаем. За окном начинает кружиться снежок… В общем, вылет планируется только на следующий день, таким же рейсом. Отдыхаем, спим, завтракаем, обедаем… А наш багаж остался в аэропорту. Только пришлось переписать его на Й-бург сразу. В общем, пирамид нас лишили и отель в Египте пропал. По приезду написал им претензию, чтобы компенсировать его стоимость, ожидаю ответа из авиакомпании. 

Вот такая Иншалла. Кротов в Судане по неделе машины ждал, то ли будет, то ли нет. Но мы-то едем в более цивилизованные страны. Хотя расписание в Африке – вещь очень относительная и приблизительная… Возможно, именно соблюдение планов и расписаний, договоров и законов отличает успешные и цивилизованные страны от тех, которые…пока только стремятся стать ими. И именно поэтому европеец имеет средства поехать посмотреть на жирафов, а африканцу пока не по карману поглазеть на северных оленей. Ведь время – иногда более ценный ресурс, чем деньги… 

18 ноября. Мы снова в аэропорту, регистрация, паспорт. Народу уже много, вчерашние и сегодняшние. Самолёт подогнали к рукаву вовремя. Садимся в аэробус. Полёт проходит хорошо. Кстати, египтяне кормят в полёте сытно и обильно. Не то, что европейцы, которые на еде стали экономить… 

В Каире в 9 вечера. Рейс на ЮАР в час ночи. Выходить в город времени нет. Аэропорт не интересный. Сидим, болтаем с русскими. Народу совсем мало.

19 ноября. Самолет на ЮАР большой, А-330, а народу человек сорок, не больше. Спать всем места хватило, как в первом классе. Утром в разрыве облаков вижу озеро Виктория, Танзанию. Потом снова облака. Прилетели вовремя, полёт занял восемь часов. Время и в ЮАР, и в Египте одинаковое, на час меньше московского. 

Режим Претории

Итак, мы в ЮАР. Когда-то об этом даже страшно подумать было. Кто застал советское время и интересовался политикой, у того при слове ЮАР возникнет ассоциация "Апартеид". Нас пугали Америкой, пугали Израилем, но страшнее всего был режим апартеида. С ними – ни-ни, никаких отношений! 

Для справки. Апартеид – политика раздельного развития рас, которая практиковалась на юге Африки издавна, но в 1948 году была официально узаконена, и просуществовала до конца 80-х годов, а потом, одновременно с нашей перестройкой, была постепенно ликвидирована во время руководства президента Фредерика де Клерка. В период апартеида белые и чёрные жители ЮАР были разделены – запрет на межнациональные браки, лишение избирательных прав, даже отдельные автобусы и скамейки в парках для белых и черных. Конечно, это несправедливо. И против ЮАР были введены международные санкции. (Только вот в США последние расистские законы на уровне штатов были отменены только в начале 21 века, когда никакого апартеида в Южной Африке уже не было… А в Саудовской Аравии до сих пор половой апартеид, когда не только сексуальное, но и самое обычное человеческое общение между мужчиной и женщиной строго пресекается… и никаких санкций…это о двойных стандартах). 

Но вот уж чего я не мог предположить в те времена, когда юаровский апартеид был главной страшилкой политинформаций, что когда-нибудь нашу Россию будут обвинять в расизме! А один из водителей нам про это сказал – у вас там расизм… Объяснил ему, что русский народ как раз доброжелателен и гостеприимен, и только небольшие группировки экстремистской молодёжи этим занимаются, но мы таких сами опасаемся и не любим. 

Да, если бы наши многочисленные силовики и правоохранители больше ловили действительно опасных расистов и нацистов, а не гоняли "несогласных" демократов или "шакалящих" по интернету в поисках открытой информации для международных организаций учёных… Но с ними проще, они ведь не кусаются… 

А настоящие русские патриоты должны дорожить авторитетом России в мире, а не заниматься подсчётом цветных лиц на московских улицах. А наш авторитет зависит не только от ракет "Искандер", добытых баррелей и курса рубля к доллару, но и от спокойствия, комфорта и доброжелательности в стране, как к своим гражданам, так и к гостям. Конечно, проблему нелегальной иммиграции решать надо, и всех подряд пускать в страну нельзя. Но убийства таджикских девочек и перуанских студентов нас к решению этой проблемы не приближают… И в мире зачастую Россию стали ассоциировать с насилием и расовой нетерпимостью… Да ещё с олигархами. Про Абрамовича тоже многие в Африке нам говорили. А так хочется, чтобы в мире нас не боялись или презирали, а восхищались, чтобы говорили, что Россия – умная и добрая. А ведь учащиеся у нас африканские студенты – это наше будущее влияние в мире. И защищать их от ножей и кастетов, от расистских выходок – наша задача. А пока нас пугают Йоханнесбургом, их пугают Москвой… 

К теме расовых отношений во время рассказа об Африке неизбежно придётся обращаться. Сразу скажу, что я противник национализма и расизма, и весь мой опыт путешествий и общения с людьми разных стран и народов подтверждает, что хорошие люди есть везде, а дискриминация ничего, кроме бед, упадка и насилия не приносит. Ни расизм белый, ни расизм чёрный народам Африки и остального мира пользы не принесли, один только вред. А Надя после поездки сказала, что мнение о чернокожем населении континента у неё значительно улучшилось. Она всё восторгалась африканскими детишками, фотографировала причёски местных женщин. Сколько фантазии и оригинальности! Да и порядочность и открытость встреченных нами людей приятно удивляла. 

Ну вот, теперь от неизбежных размышлений и воспоминаний о политике возвращаюсь к описанию дороги. Итак, аэропорт Тамбо в Йоханнесбурге. Большой просторный зал прилёта. Взял с карточки южноафриканские ранды в банкомате. Спрашиваю о транспорте в Преторию, узнаю цены. Первоначально думал на поезде поехать, но станция далеко, всё равно на такси надо, так проще сразу в Преторию. Аэропорт находится практически между крупным промышленным Йобургом (его так и зовут, даже пишут именно так. Кстати, наш Екатеринбург тоже) и политической столицей Преторией. 

Выходим из аэропорта. Воздух приятный, не жаркий, градусов 25. Здесь высота 1700 метров. Надя даже почувствовала её, я нет. Машин разных много. Походили, спросил в будке про такси. Договорились на 400 рандов (40 долларов, считать удобно, как раз десять рандов примерно доллар), водитель сходил на стоянку за машиной, поехали. Вскоре попали в пробку, здесь идёт реконструкция дороги к чемпионату мира по футболу. Движение во всех странах юга Африки левостороннее, английское. 40 километров и ещё немного по городу ехали часа полтора. При подъезде к Претории на холме видишь огромное здание университета. Сам город не очень большой. Улицы приятные, много цветов. Наш отель "Курт ярд Аркадия", находится в богатом, зелёном и одноэтажном районе Аркадия. Открываются ворота, мы въезжаем. 

Отель встречает приветливо. В холле бесплатный чай, угощение. А вскоре и ключи дают. Отель состоит из небольшого центрального здания и множества бунгало. Всё в цветах. Нам там очень понравилось. Есть и бассейн, совсем небольшой, но глубокий, что нам, любителям прыжков и синхронного плавания, как раз подходит. Вечером стрекочут кузнечики, утром поют птицы.

После заселения отправляемся на штурм Претории. Недалеко от отеля проходит железнодорожная ветка, а я ещё не катался по рельсам в Африке. Изучена взятая в аэропорту карта, и мы пошли на станцию. Рядом школа, стайки симпатичных весёлых девушек идут с занятий. Местные женщины с удовольствием позируют Наде. Подходим к платформе. Эти поезда похожи на наши электрички. Только жёлтого цвета и ведомы электровозом. Народу достаточно много. Подождали поезд, сели, проехали несколько остановок до центрального вокзала. Нас спрашивают, откуда мы. Здесь при слове Россия улыбаются. Газет не начитались… Есть народ и победнее, есть и прилично одетые, с деловыми сумочками. 

Через 15 минут прибыли на центральный вокзал Претории, изучаю расписание, потом идём на автостанцию, с которой завтра уезжаем. Я материализую купленные через интернет билеты в офисе. Отправляемся в город, в его центральную часть. 

В отличие от Аркадии, здесь чувствуется настоящая Африка, как Дар-эс-Салам или Лусака. Магазины в тропическом исполнении. Хотя на улице не жарко, просто тепло. И пасмурно, иногда небольшой дождик. Зато идти легко и не обгораем. Климат в ЮАР мне понравился, стало понятно, почему здесь осело так много европейцев. По сравнению со Средиземноморьем в Трансваале повлажнее, запахи несколько иные, но температура комфортная. Сейчас у них конец весны, как наш май. 

Народу много, машин тоже. Встречаем колониальные здания. Грязновато. Когда-то тут всё было "только для белых". Сейчас для всех. Попадается и беднота, и деклассированные элементы типа бомжей, поэтому и грязно. Ночью здесь уже лучше не ходить. Хотя Претория, конечно, спокойнее Йобурга. После центральной площади поворачиваем на торговые улицы. Потом мимо холма с правительством прошли. В ЮАР интересно – правительство в Претории, парламент – в Кейптауне, его мы тоже видели, а суд – в Блумфонтейне. Разделение властей ещё и географическое. 

Туристов почти нет. Европейцев местных тоже почти нет. Общаемся почти исключительно с чернокожим населением. Постепенно возвращаемся в свою Аркадию. Сразу становится всё чище и аккуратнее. Здесь живут и работают те, кто побогаче. Тоже в основном африканцы, но есть и немного европейцев. Попадаются школы, музеи, арт-студия. Чернокожие мальчишки яростно играют в футбол. 

Начался уже довольно сильный дождь, и даже гроза. Ускоряем шаг, вскоре пришли к отелю. По дороге подобрали пару больших сосновых шишек, они приехали в нами в Москву. 

Поздно вечером гуляем уже по территории отеля, она большая и зелёная. Есть и стоянка машин, их владельцы (примерно поровну белых и чёрных) ставят их здесь под охрану. Всё-таки проблема криминала актуальна. Как и в любой стране, где большой контраст между богатыми и бедными, где много и тех, и других. А тем более, ведь многие африканцы по натуре охотники… 

Я вечером искупался, Наде вода и погода показалась холодной. Но в номере есть чайник, согреться всегда можно. Чайник в номере был во всех африканских отелях (кроме Лусаки). В этом плюс Африки даже перед многими европейскими странами. 

20 ноября. Утро солнечное. Завтрак вкусный и разнообразный, сидим в саду. Потом пошли гулять по Аркадии. Этот богатый, чистый и цветущий район напоминает скорее Австралию. Всё очень красиво. На обратном пути видим школу, ребята и девчата разных цветов кожи учатся и играют вместе. Становится жарко. Возвращаемся в отель и идём купаться уже вместе. Бассейн понравился. 

Перед выездом из отеля успел ещё переписать на флешку с помощью их компьютера накопившиеся фотографии. Денег за это не взяли. Перед выездом ещё попили чай. Вызвали такси. За 70 рандов нас довезли до автовокзала. 

Автобус должен отправляться в 14 часов. Но его нет. Сидим, ждём. В Африке (да и в Азии) расписание – не догма, а творческое руководство к действию. Наше двухэтажное средство передвижения прибыло на посадку (не из рейса, а из гаража) только в 14.40. Места даёт проводница. Кстати, проводницы в автобусах – стройные и ухоженные. А вообще-то среди африканок полных многовато. 

Едем. Обзор хороший. Передвигаемся в сторону Йобурга. Попадаем в него. Естественно пробки. Пробираемся то среди небоскрёбов, то через обшарпанные кварталы. Заехали на автовокзал. Взяли пассажиров (из Претории автобус полупустой шёл). Йобург более суматошный и менее красивый, чем Претория. Едем дальше на юг. Попадаются и совсем нищие квартала. Рядом печально знаменитое Совето (сокращение от саут-вест-таун, юго-западный пригород). Рассадник нищеты и криминала. Преодолеть нищету и бандитизм – задача посложнее ликвидации апартеида. Пока только Чили удалось уничтожить фавелы и нищету. Ну, и азиатским странам типа Сингапура, Брунея, Южной Кореи… А ЮАР чем-то похожа на Бразилию, Индию и Россию – современная наука и промышленность соседствуют с отсталостью части населения. Но в ЮАР этот контраст, пожалуй, острее, чем где бы то ни было. 

Вырываемся на природу. Много полей, сельское хозяйство, фермы. Чаще всего они принадлежат белым африканерам. Переехали реку Вааль, теперь мы на территории Оранжевой республики. (Сейчас провинции переименованы, так, Трансвааль стал Гаутенгом, его северная часть – Липмопо, а вот Оранжия сейчас называется Свободный штат, как раньше, только без слова Оранжевая. Претория так и называется на указателях – Претория, хотя на некоторых картах два названия – Претория и Тсване. 

Останавливались на заправке и для перекуса в Карлстаде. Потом заезжали в чистый и аккуратный город Велком (созвучно английскому Добро пожаловать). Здесь много белого населения. Этот уголок страны – своеобразный "белый бантустан Оранжия", был такой план у расистов – чёрных загнать в бантустаны и как бы отделить, а всё лучшее белые оставляли себе. Естественно, такое признано не было. Но сейчас, когда апартеида давно нет, всё-таки в местах, где живёт много белых и сохранилась европейская культура, а африканцы постепенно её воспринимают и присоединяются к ней, царит расовый мир и уличный порядок. Это в основном в маленьких городках бывшей Капской и Оранжевой провинций. Тогда как центры больших городов были заселены африканцами стихийно, англичане и африканеры оттуда ушли, и уровень культуры и безопасности упал. 

Дальше ехали к Блумфонтейну. Началась гроза. Город проехали по окраинам, но всё равно он показался красивым. Потом я поспал. Мы ехали по горной местности. 

Найсна

21 ноября. Утром уже спускались с гор. Проезжали множество ферм с названиями на немецком и африкаанс. Видели страусов в загонах. Останавливались в городке Оутшорн. Ещё спуск, и мы на побережье. Африка представляет собой возвышенное плато, а к берегам оно круто обрывается. После серпантина (впрочем, не очень крутого, да и автобус шёл аккуратно) мы попали в городок Джордж (Георге). Привет грузинам, их название есть не только в Америке, но и в Африке. В этом городке нам выходить. Одна женщина ещё перед посадкой сказала, что нам надо будет выйти в Джордже, а там уже другой автобус доставит нас в Найсну. Вышли, взяли багаж. А багаж тут возят оригинально, не в самом автобусе, а в прицепленной к нему маленькой закрытой тележке. 

Второй автобус, маленький, подошёл, и мы с Надей и ещё пара африканцев поехали на нём вдоль Индийского океана на восток. И вдруг посреди ясного жаркого дня мы попадаем в туман! Одна из долин речек отличается туманами, на обратном пути через два дня было то же самое. Проехали туман, снова солнечно. И вот Найсна (правильнее было бы читать Книсна, и по-немецки, и по-английски, но тут почему-то произносят так). 

Отель Протеа находится радом с автостанцией. Тут же и железнодорожная станция, но пассажирских поездов давно уже нет. Приехали мы утром (проведя в дороге 20 часов), номер ещё не готов, оставили вещи и пошли в городок. Жарко. Курорт. Много европейцев местных, в фирмах работают, с удовольствием общаются. Царит расовый мир. Белая и чёрная подружки идут вместе и весело болтают. Вечером европеец клеит в кафе африканских девушек. Много цветов. Грязи, нищих и бомжей не наблюдается. 

Спросили, где тут поесть. Таких заведений много. Зашли в одно. Взяли по тарелке картошки, салат, питьё. В картошку положили слишком много сыра, а так было бы ничего. 

Потом в магазин зашли, в огромный супермаркет. Купил карту всей Южной Африки, там не только ЮАР, но и соседние страны, карта большая и подробная. Запаслись едой и клубникой. Клубника здесь отличная. 

После полудня заселяемся в отель. Номер с видом на море, на яхты, перед окнами яхт-клуб. Яхты – это хорошо. Рядом полно ресторанов, сувенирных лавок. День жаркий, мы хотим купаться. Около отеля негде, надо ехать. Это пожалуй единственный минус устройства курорта Найсна – купаться далеко.

Берём в качестве такси "тук-тук", совсем не характерный для Африки, а скорее для Азии. Это мотоцикл с коляской сзади и крышей. Садимся, едем (примерно 6 долларов, ехать километров 15). Сначала по шоссе, потом свернули, и добрались на полуостров, практически остров, соединённый с материком дамбой через залив-болото. На этом месте богатые виллы. Состоятельные южноафриканцы, белые и чёрные, приезжают туда купаться. Некоторые там живут. Стоит жара, но пока приемлемая. Хотя загар получился сильный, крем после воды ослабел. Входим в воду. Дно песчаное, но очень мелко. Ширина бухты там метров 500-700 на глаз, так вот, две трети – глубина от колена до пояса. Небольшие волны. Наде вода показалась холодноватой, хотя и она купалась. Мне в самый раз. Я прошёл далеко, к фарватеру, там наконец-то глубоко, можно поплавать и понырять. Уже и другой берег рядом… Иду обратно. На дне кое-где колючие растения, хотя не до такой степени, чтобы травмировать ноги. А народу много, дети резвятся, играют. 

Обратно пошли сначала пешком. Уже вечер, больше 17 часов. Солнышко медленно идёт к закату. Но всё равно очень жарко, хотя в тени деревьев ничего. Прошли дамбу, зашли отдохнуть в лес. Там оказалась гимназия, родители приехали за детьми. Посидели в этом лесу-парке. Решили в город ловить машину. Начали стопить. Даже полицейские притормозили, но показали, что машина полна. А тут с пикника ватага белых ребят на машине выезжала. И нас зовут. Втиснулись мы кое-как, человек семь в машине оказалось. Ехать-то 10 минут всего. Приехали в город. Рассказали, что мы русские. Здесь это было встречено нормально. Ребята знали английский, сами общались на африкаанс, оказались жителями Найсны. А там и до отеля недалеко.

Вечером, когда стемнело, идём на прогулку. В Найсне это совершенно безопасно. Ни бандитизма, ни расизма тут нет. Зашли в присмотренный ещё днём ресторанчик. Цены и меню понравились. Поели супа, вкусный оказался. И на второе картошки. Взяли пива и розового южноафриканского вина. Оно нежное, молодое, пьянит не сильно. Официанты путают: Наде надо пиво, мне вино, а ставят наоборот. А иногда вообще, я сок беру она пиво – тем более путают. Иногда и блюда тоже, не традиционное у нас распределение продуктов на мужские и женские))) В ресторанчике едят и европейцы, и африканцы. А около него стоит щит с указанием точных географических координат, широта 34 градуса с минутами южная, и долгота. 

Ночью смотрим звёзды. Здесь много интересного, созвездия, не видимые в северных широтах. Вечером Венера и Юпитер постепенно сближались день ото дня. Ночью наблюдаем Сириус и Канопус, Ахернар, созвездия Журавля, Павлина, Киля, Центавра, Мухи, Южного Креста. Есть и привычные нам Орион, перевёрнутые Телец и Персей, Кит, Пегас… Ближе к полуночи начинают находить облака. 

22 ноября. Просыпаемся – небо пасмурное. И даже накрапывает дождик. А вчера такая жара была. Сегодня – подмосковное лето в самый хмурый день. А у нас запланирована поездка в природный парк. Знакомый биолог из российского Йобурга, который на Урале, рассказала мне что территория, примыкающая к Мысу Доброй Надежды, Южный Кейп – это уникальная, эндемичная флора и фауна (то есть такая нигде больше не встречается). Надо на неё посмотреть поближе. Тут, в Найсне, есть лесной заповедник, но до него долго ехать на машине, а есть заповедник на мысе, напротив которого мы вчера купались, туда ехать на лодке. Выбираем этот маршрут. На двоих 700 рандов (70 долларов) почти на целый день, 4 часа в лесу. Едем! Погода не пугает никого. Первая лодка уже полная, берём билет на вторую. На первой немцы поехали. А мы пока идём гулять по Найсне. Приобрёл телефонную карточку (50 рандов, с Москвой 27 минут), слазил в Интернет. В Москве –4 и снег. Пока искали почту, набрели на автозаправку, потом нас немного белая женщина подвезла на джипе, показала. После интернета возвращаемся на причал. Садимся в лодку. 

Народу много, европейцы и африканцы вперемешку. Гид белый, говорит по-английски очень быстро, поэтому не всё понятно. Рассказывает о Найсне, истории, о винном регионе ЮАР и садах, о национальном парке, растениях и животных. На лодке холодно, мы с Надей в куртках. Моя эльбрусовская и здесь пригождается. Летом в Африке в куртках! 

Ехать недолго, километров пять. Мы проезжаем мимо красивых обрывистых поросших лесом берегов. Причаливаем к берегу, противоположному тому, на котором вчера купались. Но какая разная погода! Дождь и прохладно, градусов 15 всего… На причале ресторан, там мы обратно обедать будем. А сейчас грузимся в тележки, прицепленные к большим грузовикам. И едем резко вверх. По дороге попадаются красивые цветы, загоны с птицами. Делаем остановки для осмотра и фото. Наконец, мы наверху. Кое-где дорога очень крутая и обрывистая. Сверху начинаем пеший спуск. И попадаем в…заросли столетника! Да, целый алоевый лес. Попадается и много других экзотических растений. Некоторые из них стали нашими комнатными. А родом они отсюда. Открываются потрясающие виды на бушующий Индийский океан. На той стороне городки. Видим мелкий вход в бухту, где разбиваются волны. Прошли по естественному мостику, спустились вниз, в пещерку. Подобрали несколько камней. Наконец, выходим на берег океана. Здесь он уже более спокойный. Погода сырая и ветреная. Зато идти не жарко! 

Прибываем к ресторанчику. Но перед этим нам попался небольшой зоопарк. Там живут самые маленькие антилопы в мире, эндемичный вид. Здесь нет хищников крупных, а то бы их поели. Напоминают большую крысу или морскую свинку, хотя размером, конечно, побольше, с небольшую собаку. Прыгают, бегают. А напротив в клетке найсна лори, зелёный попугайчик. 

Потом обедаем, тут тоже шведский стол, картошка, клубника, мясные блюда, салаты. Африканцы почему-то тут не обедают (путёвки другие что ли у них), такой маленький апартеидик получился. Но едем на лодке опять все вместе, и никто не в обиде. 

Я хочу купаться. Тут место было, но уже времени не осталось. На пляж в такую погоду ехать не хочется уже, и мы пошли в городе чуть в сторону, там железнодорожный мост через лагуну, местные жители по нему гуляют и даже на велосипедах ездят и рыбу с него ловят. Надя в такой дождь купаться не хочет, а я плаваю с удовольствием. Как в Подмосковье погода. Только вода солёная, морская. 

Идём в отель сушимся, пьём чай. Поездка в этот парк нам понравилась. Кстати, его точное название Featherbed Nature reserve.

В отеле есть компьютер для гостей, хотя и не отлаженный, я с ним долго бился, но всё-таки смог перекинуть фотографии с аппарата на флешку. А на диск ДВД не записывается. Потом дома моя антивирусная система обнаружила на флешке и фотоаппарате вирус и уничтожила его. Конечно, компьютер публичный, в него все втыкают всё подряд, как не быть вирусу. Но хорошо хоть такой есть, а то фотографий полно, скидывать-то надо…

Вечером ужинаем на вчерашнем месте, нам понравилось. А на территории отеля слушаем, как компания темнокожих женщин красиво поют, одна девушка танцует на эстраде. Это не профессионалы, обычные люди. Надя заметила, какой у них красивый голос и ладные движения. Они от природы хорошо координированы и имеют эстетический вкус. 

Ночью звёзд нет, облачно, мы погуляли и ложимся спать.

23 ноября. В 7 часов утра пошёл погулять. Народ уже ходит. Кто около яхт. кто на работу. Сбегал вверх по улице до зелёной части, оттуда люди спускались на работу, некоторые с тетрадками и портфелями. Зелень, есть дубы, много цветов. Птички пою. Погода облачная, но солнышко уже немного проглядывает. 

На море один белый мужчина добывает каких-то морских обитателей, тыкая палкой в болотистую землю на берегу, и собирая то, что выбрасывается вместе с водой из этого морского болота. 

Позавтракали. Встретили одну русскую пару, с женщиной я немного поговорил о маршруте путешествия, мужчина был этим недоволен, Надя подумала, что ему есть что скрывать, возможно, они за бриллиантами приехали. Ну если и за ними, и что? Да, это отличает наших бизнесменов от западных, те охотнее рассказывают о своём бизнесе. Тем нужна реклама, а нашим главное – не светиться… Всё-таки хорошо, когда можно спокойно отвечать на вопрос, откуда у тебя деньги. Неважно, много их или мало. 

Бассейн отеля на ночь закрывали, и в плохую погоду иногда. А сегодня в него плюхнулась утка. А мы выходим на автобус. Автостанция тихая, офис закрыт, только остановка. Народу мало, потом кое-кто подошёл. Автобус вместо 10.20 пришёл в 10.45. Он идёт из Порт-Элизабет в Кейптаун. Едем. Кстати, у проводницы есть список с именами всех пассажиров, мы расписываемся в нём. 

Скоро снова попали в Джордж (Георге), проехав через участок тумана. Потом останавливались в Моссел-бей, на 25 минут. Заправка, туалет, магазин. При солнышке стало жарко, когда оно прячется – прохладный ветерок. А в автобусах холодно, особенно ночью, кондиционер. Местность – в основном поля, но стало попадаться больше промышленных предприятий. Один раз заехали на какой-то пост. Оказалось – весы. И почему-то проверяли нас долго, какие-то бумаги у водителя и проводницы требовали. А опоздание автобуса росло. 

Наконец, к вечеру нам сказали – добро пожаловать в Кейптаун.