Достопримечательности

Счетчики

Растительный мир Ботсваны

Растительный мир Ботсваны Однако там, где на поверхность выходят подземные воды, опустыненная саванна превращается в кустарниковую. Распространены мимозовые акации. Есть несколько видов алоэ. Один из них - спиралевидное алоэ — встречается только здесь. Кактусообразное растение тлаба в Калахари достает корнями влагу с глубины в несколько десятков метров. В Ботсване много всевозможных тыквенных растений, встречается хлебное дерево. Калахари — единственное место, где растет дикий арбуз. Плоды его величиной с яйцо горькие и терпкие. В сухое время года это лучшее лакомство для скота и диких животных.
На севере — саванна с баобабами. Попадаются рощи необычного дерева мерулы. Его сладкие плоды созревают раз в три-четыре года, когда лето выдается особенно жарким. При этом сок начинает бродить и созревшие фрукты представляют собой как бы сосуд с вином. Любят плоды мерулы не только люди, но и слоны, которые устраивают своеобразные пиршества, длящиеся несколько дней. В такое время встреча с опьяневшими животными опасна. По берегам притоков Замбези сохранились галерейные тропические леса, а болотистые районы Окаванго и Макгадикгади заняты зарослями тростника, папируса и мелких кустарников.

Национальный парк реки Гамбия (более известный как острова Бабуинов) — располагается на территории 580 га на речных островах вблизи Янянбуреха. Основан как заповедник для шимпанзе. Закрыт для посетителей.

Замбия

Попадаем на замбийский берег. Здесь уже значительно грязнее. И. как нас предупреждали в Ботсване, воруют больше, поэтому за сумками надо следить. Заходим на пограничный пункт. Здесь уже нужна виза, которая приобретается по 50 долларов на человека на месте. Ставят штамп, мы въезжаем. Садимся в такси. Водитель и наш помощник, сначала отъезжаем в сторону и заливаем бензин. Потом выезжаем на трассу. Дорога хорошая, скорость большая. До Ливингстона ехали 45 минут, это 64 км.

Наш отель за городом, мы проехали через весь город. Называется "Санбирд". Нашёл я его по Интернету на Хостелворлд. Стоимость небольшая, 90 долларов за две ночи, на одну мы опоздали, но оплачивать всё равно нужно. Оказывается, хозяин отеля даже вчера в аэропорту нас встречал, писал мне, но я неделю в Интернет не входил. Ещё за 10 долларов мне продиктовали номер карточки телефонной, поговорил с Москвой. А сотовой связи нет, опять договор не заключён, и в местную сеть нет доступа.

Хотя отель и недорогой, но уютный. С кухней. Номер большой и с кондиционером. В общем, не хуже тех отелей, что предлагаются через турфирмы. А цена совсем другая. Пафосные отели на водопадах стоят совсем не столько, трёхзвёздочный в эти же дни обошелся бы более 250 долларов в сутки (вместо 45), а пятизвёздочный – это вообще только для олигархии. А здесь – природа, звёзды и цветы, садик, ворота закрывают, охранник есть, кондиционер есть – всё, что нужно. И приветливые хозяева.

На водопад едем на такси, вечером, чтобы жара хотя бы немного спала, устали от неё. Вечером-то хорошо. А днём невыносимо. Хотя и здесь не все дни так. Водопады закрываются после шести вечера, поэтому едем в пять. Через 15 минут были у ворот парка. Всё равно очень жарко. Покупаем билеты по 10 долларов. Идём по парку. На сувениры не обращаем внимания. Посмотрели памятник Ливингстону, выдающемуся путешественнику, исследователю Африки. Видим струйки водопада. Проходим дальше. Мост от нас слева, по нему даже поезд прошёл. Водопад красивый, но Игуасу в Южной Америке нас впечатлил гораздо больше. Да и поездки по нему интереснее. Здесь внизу тёмный каньон, справа текут струйки. Спрашивали про купание (Вика в рассказе писала, что купалась там), но таксист и служащие парка говорят, что мест для купания тут нет. В верхних бассейнах – там болотце какое-то.

В начале седьмого садимся в машину и едем в город. По дороге видим одомашненного слона, обезьянок. Заходим в супермаркет, по карточке покупаю еду на ужин. Трансакцию заносят в книгу. Процесс долгий. Но всё получилось. А вот банкоматы не хотят выдавать нам квачи, не обслуживают российские карточки (в ЮАР обслуживают). Просим таксиста заехать на автобусную станцию, купить билеты на завтра в Лусаку. Обходим несколько фирм, некоторые автобусы уже полны, находим тот где есть места. Отдали таксисту 30 долларов за поездку и 30 за билеты, он купил нам их за квачи. Один доллар примерно 4600 квач, но курс меняется. Билет 70000 квач до Лусаки. У всех фирм цена одинаковая.

В 19.40 уже в темноте приехали в отель, таксиста попросили завтра утром отвезти нас на автобусную станцию. Готовим ужин сами на кухне. Чистим картошку, варим. Хозяйка показала нам посуду. Ещё у нас есть йогурты, сыр, хлеб, шоколадка. Картошка получилась вкусная. Надя уже устала от поездки и от жары. Но вечером хорошо, уже не жарко. Гуляем в саду. Смотрим на экзотические растения и на звёзды на небе, на серпик Луны. Небо совсем ясное. В номере не жарко с кондиционером, комары есть, спим под сеткой. Засыпаю сразу, но просыпаюсь рано, последнее время спится похуже, чем в Намибии и ЮАР. Утром застал догорающие звёзды.

3 декабря. Хозяйка приготовила завтрак – яичницу, хлеб, сок, чай. Наелись хорошо. Сидим на улице и ждём таксиста. В 6.48 он приехал, через 5 минут мы были на автобусной остановке. Автобус отправляется в 7.30, но надо приезжать за полчаса. В автобусе народу много, белых кроме нас две девушки. Потом на остановке около дерева один африканец побежал за автобусом, наверное, сесть забыл. Успел.

Автобус пошёл по дороге. А дорога-то не очень хорошая с выбоинами. Потом и вовсе свернули на объездную грунтовую, переехав через железнодорожную колею. Пылища! Это уже дорога, достойная не Замбии, а какой-нибудь совсем отсталой страны. Потеряли лишний час, потом выехали снова на трассу. Жара сильная, но во время движения ветерок обдувает. Останавливались в городках. Конечно, грязновато тут. Туалеты платные. Но у нас квач не было, прорывались так. Вот в более богатых ЮАР. Намибии и Ботсване туалеты все бесплатные на автостанциях и заправках. Перед Кафуе выехали на трассу, нас тормозит полиция. Проверяют водителей, нас не трогают. Но стоим на жаре. Отсюда уже недалеко, по широкой трассе добираемся до Лусаки. проехав мимо водохранилища. Перед Лусакой холмы были.

В Лусаку прибыли в 15.10. Мы планировали ехать в этот же день дальше, на озеро Танганьика, в Мпулунгу. Но прибыли в Лусаку поздно (опоздание 2 часа), да ещё автобус полон, устали от жары, эти автобусы уже не Интеркейп. не такие комфортабильные. Поэтому не поехали. Озёра Виктория и Танганьика придётся штурмовать с третьего захода, в следующих поездках. Да на юге Африки и ещё есть интересные места – Лесото, Мадагаскар. А сейчас решили зайти в российский культурный центр. Нас приглашали, я звонил туда. Таксист нашёл с помощью звонка. Прибыли. Центр маленький, в обычном ряду зданий. Зашли. Поговорили с русскоязычным африканцем, потом к нам вышел и русский представитель. Сегодня ему ехать кого-то встречать в аэропорт, наметили встретиться завтра. Про отели он нам подсказал. В отличие от Дар-эс-Салама, где наш культурный центр занимает целый особняк с садом, и там могут принять путешественников, здесь места мало, и возможностей для "вписки" нет.

Пошли в отель. В Протеа мест не было, устроились в Лусака отель. В целом неплохой. хотя и скромный, есть небольшой садик. ресторан, номера без кондиционера. Цена дороговата, 73 доллара за номер. В Ливингстоне за 45 более уютный. Пошли погулять по Лусаке и узнать информацию про автобусы. Сначала прошлись по городу. Грязновато, народу много машин тоже. Всюду магазинчики, обмен валюты, мы поменяли доллары на квачи, так платить немного дешевле за отель. Есть и совсем бедные уголки, есть побогаче. Мы в основном ходили вдоль Каирской улицы, и немного по соседним. Город ничем приятным не запомнился, но он и планировался только как транзитный. Конечно, ЮАР, Намибия и даже Ботсвана приятнее.

И всё-таки хочу несколько слов сказать в защиту Замбии. Она хотя и бедная и не очень опрятная, но достаточно демократическая страна. Здесь проходят выборы, здесь можно делать бизнес, свободно менять валюту в обе стороны (и квачи на доллары тоже), иностранные путешественники могут свободно передвигаться по стране. Здесь нет резни, гражданской войны. А всё это для Африки уже немало. Достаточно посмотреть на соседние Конго-Заир или Зимбабве, не говоря уж о какой-нибудь ЦАР, куда и соваться не захочется. Всё-таки среди африканских лидеров тоже можно отметить более разумных и менее. Ко вторым относится зимбабвийский диктатор Мугабе. Когда мы говорили, что собираемся на автобусе ехать в ЮАР через Зимбабве, то некоторые приличные африканцы говорили с презрением – посмотрите на Мугабе. Его не любят ни белые, ни чёрные. Он уже достал всех.

Вечером поехали на такси на автостанцию (поймать машину можно очень легко, около отелей всегда есть таксисты, с ними можно торговаться, хотя ценовые ориентиры существуют). Там забронировали билет на завтра на Йоханнесбург. Решили без пересадок в Хараре, сразу. Я так и хотел первоначально, но в интернете на такой рейс билеты не продают, только из Хараре.

Мы за день устали, поэтому ночь спали нормально. А ужинали недалеко от отеля в ресторанчике типа Макдональдса. Сетка от комаров в номере есть, хотя самих комаров не было. А вот чайника не было. Впервые. У нас свой маленький был, попили чаю, накипятили воду в дорогу. Здесь к санитарии надо относиться внимательнее, воду пить только из бутылок или кипячёную. А тем более, нам предстоял путь через Зимбабве, в котором отмечались заболевания холерой.

4 декабря. Погода пасмурная и прохладно. Завтракаем в отеле, идём менять валюту, пункты открываются с 8.30. Меняем, идём на автостанцию, выкупаем наши билеты, покупаем фрукты в дорогу – бананы и яблоки. Осталось немного квач, превращаю их в ранды. На обратном пути нас застал дождь. Сегодня в Лусаке градусов 20 всего. Из отеля с вещами уже едем на такси. Отправление автобуса в 12.00. Народу собралось немного. Автобус подали в 11.45. Сели на 2 этаже, автобус комфортабельный, с кондиционером. Но стоял он долго, всё ждали и собирали пассажиров. Вошёл какой-то проповедник с библией. И так орал свою проповедь – оглохнешь. Минут двадцать. Тут же ходили менялы валюты, продавцы газет. И ещё на автовокзале продавали книжечки о вакцинации от жёлтой лихорадки. Конечно, липовые – просто вписать туда фамилию. Но с печатями. Говорили, что на въезде в ЮАР их будут проверять. Но у нас были свои, настоящие, мы делали прививку в Москве. Если бы ещё комары и вирусы тоже поддельные были… Автобус выехал ровно в 13 часов. Погода стала разгуливаться. Проезжали ферму, на которой видели зебр. Едем по зелёной холмистой местности. В автобусе нас покормили обедом, в пластиковой коробочке хлеб, свёрнутый с начинкой из курицы и овощей, баночка напитка. В 15 часов приехали на границу, пункт Чирунду. Тут очень жарко. Ставим выездные штампы. У троих европейцев какие-то бумаги проверяли. Они не с нами ехали, на другом автобусе. В нашем автобусе мы единственные белые, все остальные африканцы, в основном замбийцы. Для ЮАР у них какая-то виза стоит, в Зимбабве без визы. Пересекли реку Замбези. Здесь она шире, чем в Касане.